8 ноября "Праздники ноября и образ Мары. Народный костюм в Беларуси" Печать
( 2 Votes )
Наследие - Праздники
07.11.2014 11:22

Изображение

8 ноября в Минске пройдет наша очередная встреча по теме "Праздники ноября и образ Мары. Народный костюм в Беларуси".
О Маре:«Мара — Мать, подательница жизни и ее «взращивательница» (латыш. aukletaja). Она связана со всеми предметами, в особенности с домашним скотом, богатством, покровительствует женщинам и дарует плодородие.»
[i]"У літоўскай мове marti – “нявестка”. У латышскай міфалогіі Mara – жонка Бога Навальніцы, маланак і дажджу Пэрканса, звязанага з узвышшамі (што супастаўляецца з Мар’інымі горкамі). Mara лічылася апякункай кароў, да яе звярталіся з просьбамі наконт малака, сыру, цялятаў, зямлі. Свята ў гонар гэтай багіні, у прыватнасці, адзначалася 14 жніўня (на Спаса) і 8 верасня (на Прачыстую). Нярэдка латышская Мара. У Латгаліі Мару ушаноўвалі як апякунку шлюбаў, вяселляў, іх часта гулялі ў перыяд летняга сонцастаяння. З уяўленнямі пра латышскую Мару як жонку Пэрканаса пераклікаецца запісаная на Беласточчыне легенда пра кабету Марту, што мела 12 сыноў, якіх потым Бог зрабіў перунамі, каб яны на цэлым свеце заганялі чарцей у пекла.

Як мяркуе А. Голан, міфалагічныя персанажы з імёнамі на *mar – рэлікты вобраза вельмі старажытнай Вялікай багіні." (Беларуская мiфалогiя)

Народный костюм в Беларуси: "Белорусский народный костюм, каким мы привыкли представлять его сегодня, сложился в XIX веке и на пути своего становления претерпел ряд изменений под влиянием костюмов соседствующих с белорусами русских, украинцев, литовцев, поляков. Основные детали костюма в целом повторяются во всех регионах, но существует ряд отличий, характерных для каждой отдельной местности и даже деревни. В старину по этим отличиям знающий мог определить, в какой деревне живет стоящий перед ним человек и даже к какому роду он принадлежит, какого он возраста и т.д. Народный костюм создавался с любовью и знаниями, идущими через поколения из глубин веков, и служил в первую очередь оберегом души и тела и звеном, связующим человека с его родом, с предками. "

Ход встречи:

- Праздники ноября
- Образ Мары
- Этапы развития костюма на территории Беларуси.
- Традиционный белорусский костюм. Составные части мужского и женского костюма. Виды "строев" (костюмных комплексов).
- Техники декорирования одежды. Вышивка. Основные виды вышивки.
- Практическая часть: особенности вышивки крестом.

Ведущие встречи:
- Веземар
- Аня Данченко

Количество участников ограничено!

Запись на встречу:
Voda.nasledie@gmail.com
Vezemar@mail.ru

Начало: 14.30

Орг.взнос: 60 тыс. бел.рублей
Студентам вход свободный) 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ВЫШИВКА КРЕСТОМ. Вышивка крестом используется для заполнения цветом больших площадей ткани или для вышивки отдельных символов, не включенных в орнамент. Навыки вышивки крестом пригодятся для нанесения символов на обереги из ткани. Приглашаем принять участие в практической части как женщин, так и мужчин. С собой желательно взять иголку и ножницы, терпение и хорошее настроение Рады видеть всех!

Изображение


БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, каким мы привыкли представлять его сегодня, сложился в XIX веке и на пути своего становления претерпел ряд изменений под влиянием костюмов соседствующих с белорусами русских, украинцев, литовцев, поляков. Основные детали костюма в целом повторяются во всех регионах, но существует ряд отличий, характерных для каждой отдельной местности и даже деревни. В старину по этим отличиям знающий мог определить, в какой деревне живет стоящий перед ним человек и даже к какому роду он принадлежит, какого он возраста и т.д. Народный костюм создавался с любовью и знаниями, идущими через поколения из глубин веков, и служил в первую очередь оберегом души и тела и звеном, связующим человека с его родом, с предками. Так, уже в XX в. старые женщины в деревнях берегли свадебные сорочки, вышитые своими руками, и просили своих детей: "Хачу, дзеткі, каб у адзёжы сваёй работы мяне і пахавалі, бо на том свеце дзяды не пазнаюць, хто мы". И сегодня, создавая народный костюм для участия в обрядах и праздниках, уважая традиции старины и своих предков, по мере возможности необходимо разбираться в том, какой была одежда в традиционной культуре белорусов.

Изображение